Обществознание
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Обществознáние — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
Конспект интегрированного урока по теме "Бюджет".
Цель урока: Обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по обществознанию и математике и их применение при подготовке к ОГЭ.
Цель урока: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, правилами его формирования, применение полученных знаний при подготовке к ОГЭ.
Обучающие: проверить степень усвоения обучающимися основных понятий.
Развивающие: развивать логическое мышление, умения планировать семейный бюджет.
Воспитательные: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления.
Ожидаемые результаты:
Предметные: углубить и закрепить знания обучающимися основных понятий и терминов по теме «Бюджет. Семейный бюджет» через практическую деятельность.
Метапредметные: уметь применять теоретические знания по обществознанию, экономике и математике в быту.
Личностные: научиться работать в группе, воспитывать ответственность, инициативность; способствовать развитию нравственных и экономических качеств личности и воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям
Основные понятия: экономика, семейный бюджет, расход и доход семейного бюджета, виды расходов, сбалансированный, профицитный и дефицитный бюджет
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: экономика, математика, обществознание, информатика.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, электронная презентация;
Тип урока: деловая игра.
Технологии: критического мышления, проектная.
Урок для 11 класса социально-экономического профиля "Институт семьи и брака".
Аннотация
Урок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как урок общеметодологической направленности. Его деятельностная цель - формирование способности учащихся к новому способу действия на основе структурирования изученных понятий и алгоритмов.
Основным результатом урока становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться». В течение урока учащиеся учатся получать знания (учатся учиться); учатся жить (учение для бытия); учатся жить вместе (учение для совместной жизни). Это реализуется через групповую и индивидуальную работу, работу с разнообразными источниками информации, работу в разрезе критического и проблемного мышления.
Работа детей организована таким образом, чтобы они сделали собственные выводы, самостоятельно решили проблему урока и определили свои действия в новых для них условиях.
На уроке реализуются все дидактические принципы:
- принцип деятельности (получение знаний не в готовом виде);
- принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения);
- принцип целостности (формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе...);
- принцип минимакса (предлагается содержание образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
- принцип психологической комфортности (идея педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- принцип вариативности (способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора);
- принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало).
Последовательная реализация деятельностного подхода позволит повысить эффективность образования по следующим направлениям:
- придать результатам образования ярко выраженный социально и личностно значимый характер;
- знания учащихся сделать более гибкими и прочными, учащиеся получают возможность самостоятельно реализовать свой интерес в той или иной изучаемой области;
- усилить дифференциацию обучения, при этом сохраняя единую структуру теоретических знаний;
- существенно повысить мотивацию и интерес к учению;
- создать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формируют компетентности, применимые в любой области познания.
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования "... должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно–политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах».
Компетентносный подход является усилением прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Наиболее широкие возможности реализовать компетентносный подход существуют в рамках профильного образования, где бъем учебного времени позволяет организовать широкое видовое разнообразие занятий, направленных на формирование компетенций: уроки-практикумы, лабораторные и исследовательские работы, проектная деятельность, дискуссии, деловые игры…
Примером может служить курс обществознания в 10-11классах социально-экономического профиля.